BOOKS

Человек между Царством и Империей. Сборник материалов международной конференции
Человек между Царством и Империей. Сборник материалов международной конференции.
Под ред. М.С. Киселевой (Москва, 2003). Издание осуществлено в рамках Мегапроекта "Развитие образования в России" Института “Открытое общество” (Фонд Сороса) – Россия. Публикуем содержание и предисловие к книге. Полный текст смотрите на http://www.auditorium.ru/aud/p/lib.php?id=3068
Статьи, собранные в этой книге, включают материалы конференции «Человек между Царством и Империей: культурно-исто-рические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив», проходившей в Институте Человека РАН при поддержке Института философии РАН и Института Открытое Общество (Фонд Сороса) 14–15 ноября 2002 г.
Тема конференции и данного издания определена необходимостью осмысления переходного времени, исторического промежутка от Московского Царства к Имперской России. Фокусом обсуждаемой проблемы явился человек в его разнообразных состояниях. Реформы Петра, чтобы достичь своей цели, прежде всего, должны были преобразовать человеческий материал, преодолеть сопротивление традиционного человека, найти новые человеческие ресурсы, способные включиться в преобразование российского государства и всей российской культуры. Это был не простой процесс: не всякую ломку привычного мира человек мог легко перенести, его ответы были и конструктивны, и, порой, отчаянны. Однако важно осмыслить, что в истории противостояли не Петр и традиционная Россия. Переход оказался сложнее. Он растянулся во времени: еще в эпоху царствования Алексея Михайловича зрели «новины», его преемники, каждый по-своему продолжали их. Империя строилась и после смерти Петра. Имперская Россия расширяла и пространства: человек должен был по-новому ощутить себя не только в новой столице, на берегу Северного моря, но и стать частью всей христианской Европы, а не только православной, как это было прежде.
Конференция «Человек между Царством и Империей…» была задумана как междисциплинарная, ибо, сегодня, только соединяя усилия ученых разных областей гуманитарного знания можно осуществить интересующее нас задачи – выяснение разнообразных параметров изменения человека традиционного, описать достаточно полно и содержательно те человеческие усилия, те приобретения и потери, которые сопровождали жизнь человека переходной эпохи. Накал в столкновении «старого» и «нового» проявлялся повсюду: и в преобразовательной деятельности, и в эмоциональных сферах, и в поисках новых ориентиров, и в разочарованиях, и в растерянности. В России времени перехода складываются новые социальные типы человека: человек «учащийся» и «ученый», человек «играющий» не только на театральных подмостках, но и, к примеру, в Потешных полках юного Петра I, человек «заводской», делающий первые шаги в отечественной промышленности, человек «оппозиционный» церкви – такими были старообрядцы… Не все отмеченные типы нашли отражение в материалах конференции, тем интереснее возможность продолжать исследования.
Эпоха «конца» Царства и «начала» Империи дает основания и для социокультурной компаративистики. Сегодня ученые и политологи активно обсуждают проблемы империй и их социокультурной роли; имперского сознания; имперских достижений и потерь. Взгляд в историю из сегодняшнего дня специалистами разных гуманитарных дисциплин, соединенных в одном проекте, дает новый импульс к пониманию современных российских проблем. Реформы Петра – это встреча России лицом к лицу с Европой, желание занять в ней свое место – проблема актуальная для наших дней при всей разности культурно-исторических контекстов. Для сегодняшней России представляет особенный интерес культура перехода и человек в ней, поскольку исторические реалии не только стимулируют реконструкцию прошлого, не только возвращают к культурным истокам, но и проясняют поиски новых путей современного развития. Плодотворен взгляд на тогдашнюю российскую ситуацию в сравнении с другими европейскими культурами, с теми образцами, на которые ориентировался Петр, проводя свои реформы. Здесь не только привычная Голландия, но и Швеция, а еще ранее, со времен Алексея Михайловича, Польша. А сравнение процессов строительства империи, например, в Шотландии и России, дает новый взгляд на проблему, может прояснить собственные скрытые проблемы.
Представители различных гуманитарных и социальных дисциплин – историки, политологи, культурологи, филологи, философы, искусствоведы – пытаются вместе исследовать социокультурную и политическую ситуацию в России последней трети XVII – первой трети XVIII веков, вырабатывая новый взгляд на интересующие проблемы как на теоретическом, так и методологическом уровне. Однако понимание перспектив также важно, поэтому в сборнике, как и на конференции, представлен материал более позднего исторического периода. Междисциплинарое исследование феномена человека между Царством и Империей ориентировано на теоретические и исторические реконструкции, на обновление языка и метода исследовательской деятельности современной гуманитаристики.
 
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

Келле В.Ж. Историческая антропология и ее подход к эпохе становления Российской Империи

Часть I
ПРОСТРАНСТВО ИМПЕРИИ: ВРЕМЯ ВЛАСТИ И ВЛАСТЬ ВРЕМЕНИ
Живов В.М. Время и его собственник в России переходной эпохи XVII–XVIII веков
Королев С.А. Сопас как феномен власти
Богданов А.П. Конец "Третьего Рима" и утверждение имперского самосознания в последние годы Московского царства
Кантор В.К. Второе норманнское влияние
Кара-Мурза А.А. Рождение элиты в эпоху перехода от Царства к Империи
Савельева М.Ю. Мифический характер монаршей власти в России на рубеже XVII–XVIII вв
Липатов А.В. Государственная система и национальная ментальность: русско-польская альтернатива
Микешин М.И. Имперская идея и Шотландское Просвещение

Часть II
ЧЕЛОВЕК В ПЕРСПЕКТИВЕ ИМПЕРСКОЙ ИДЕИ
Кондаков И.В. Русский человек в переходную эпоху: самосознание смуты
Черная Л.А. От «человека Души» к «человеку Разума»
Чумакова Т.В. Человек странствующий: от "хожения" к "путешествию"
Зайцева Н.В. Петр Андреевич Толстой – человек двух эпох
Ярославцева Е.И. Петр I и задачи самоорганизации России
Цимбаев Н.И. В. Н. Татищев – строитель империи (к постановке проблемы)
Артемьева Т.В. Посланник Российской империи. А.М. Бело-сельский-Белозерский

 
 
Часть III
КНИЖНОСТЬ И ЗНАНИЕ: ЯЗЫК ЦАРСТВА И
ЯЗЫК ИМПЕРИИ
Сазонова Л.И. Русская культура конца XVII перед выбором пути
Киселева М.С. Книжник и ученый: Cимеон Полоцкий и Василий Татищев
Запольская Н.Н. Между Царством и Империей: рефлексия над литературным языком
Ясинская М.Б. Адаптация западноевропейских заимствований в сочинениях князя Б.И. Куракина
Рабинович В.Л. Силлабо-тонический проект В.К. Тредиаковского в отзвуках русского футуризма

 
Часть IV
РАСКОЛ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ ИМПЕРИИ
Бубнов Н.Ю. Протопоп Аввакум. Поиск третьего пути
Гурьянова Н.С. Старообрядчество в 1-ой трети XVIII века и традиции русского православия
Опарина Т.А. Число 1666 в русской книжности середины – третьей четверти XVII в
Пулькин М.В. Огненная прелюдия Империи (старообрядческая дискуссия о самосожжении в конце XVII века)
Калугин В.В. Выговская старообрядческая переработка "Жития Трифона Печенгского"
Юхименко Е.М. Старая вера в новых условиях
Юркин И.Н. Государство и старообрядцы в первой трети XVIII века: действительно ли Империя боролась с раскольниками

 
Часть V
ЧЕЛОВЕК ВЕРУЮЩИЙ
Игумнова Н.Д. Сибирский подвижник Иннокентий Кульчицкий
Дергачева И.В. "Лекарство душевное" как памятник религиозной антропологической литературы
Сукина Л.Б. Обыденное благочестие русского человека в канун петровских Реформ (на материале лице-вых синодиков второй половины XVII – начала XVIII вв.)
Смилянская Е.Б. Православный пастырь и его суеверная паства (к изучению народной религии в России первой трети XVIII в.)
Михайлова Т.В. "И таковые безделия запретить…": власть и народная религиозность в Российской империи….
Горшкова В.В., Добрякова О.И., Полознев Д.Ф., Рут-ман Т.А. Опыт историко-культурной хроники приходской жизни русского города XVII – первой четверти XVIII века (религиозный опыт прихожан по материалам Ярославля)

Часть VI
ЧЕЛОВЕК В “ИСКУСНЫХ” ПРОСТРАНСТВАХ: ИКОНА, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ, ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ
Бережная Л.А. «Одесную» и «ошуюю». Русские и русинские православные иконы «Страшного Суда» на рубеже эпох
Софронова Л.А. Человек на русской любительской сцене ХVIII века
Рейман А.Л. От комнатных садов Москвы к публичным паркам С.-Петербурга (садовые мастера XVII–XVIII веков и их работы в российских столицах)
Вагеманс Эммануэль. Петр Великий, Фальконе и Радищев, или Сброшенный с пьедестала самодержец

Авторы
Khrystyna Chushakdisscuss


Added Files: